Традиционные технологии изготовления гармоники на территории юго-западных районов Кировской области

На территории юго-западных районов Кировской области гармонику кустарного производства называют «кустáркой», «румянцевской», «колевáтовкой».

Среди мастеров «румянцевской» и «колеватовской» школ — не только близкие родственники, представители династий, но и их ученики, изготовлявшие свои инструменты по канонам сложившихся традиций. Одни ученики проходили обучение и перенимали навыки непосредственно от мастера, а другие делали копии инструментов известных мастеров.

Закономерность формирования традиции кустарного изготовления гармоник на территории юго-западных районов Кировской области была обусловлена общим распространением промысла. Влияние на местную традицию могли оказать крупные центры по изготовлению гармоник — центрально-вятские и нижегородские.

Общими для румянцевской и колеватовской гармоник являются основные конструктивные особенности — количество клавиш на двухрядной правой клавиатуре (21 или 23), раскладка левой клавиатуры (12 клавиш, «угловая раскладка»). Различия между инструментами обнаруживаются во внешней отделке (использовании растительного орнамента в декорировании румянцевской гармоники и геометрического — в колеватовской) и в наличии дополнительных устройств. На колеватовской гармонике — это кнопка спуска воздуха, дополнительные звуки («кукушка» или «гудок»), на румянцевской — «колокольчик» (звонок), который звучит при нажатии на кнопки аккордов. Еще один признак, отличающий колеватовскую гармонику от румянцевской, — это использование на некоторых инструментах заёмной механики. Она представляет собой группу рычагов и валиков, с помощью которых производится дополнение звуков [См. Библиографию №3, С. 168]. При нажатии на одну клавишу правой клавиатуры поднимаются сразу несколько клапанов; при этом одновременно могут звучать голоса, настроенные не только в октаву, но и в квинту или другой интервал.

Важной особенностью звучания колеватовской гармоники является настройка «в розлив». По словам мастера по ремонту кустарной гармоники Н.И. Махнёва из посёлка Тужа, «когда все планки играют в унисон, пусть три октавы, они настроены чётко — вот особенно баяны и фабричного производства гармошки. А кустарная, почему она так сочно звучит? Потому что там одна или две планки настраивались немножко неточно, или повыше чуть-чуть на какую-то долю тона, или пониже».

Отличия в характере звучания инструментов были связаны с тем, что румянцевские гармоники настраивались в более высокой тесситуре, чем колеватовские. Народные исполнители часто упоминают об этом различии: по их мнению, колеватовские гармоники звучат «грубо», «объёмно», а румянцевские «звонко», «резко». Гармонист А.А. Летунов из села Знаменка Яранского района, рассуждая о различиях колеватовских и румянцевских инструментов, отмечает: «Эта гармонь [румянцевская] не домашняя, она уличная… а вот колеватовская — она домашняя, она тихонько играет».

Подробнее: Традиционные технологии изготовления гармоники на территории юго-западных районов Кировской области
Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

Петроградка


Петербуржская гармонь (петроградка) появилась в конце XIX века. С обеих сторон у такой гармони расположены клавишы, а не кнопки. Гармонь также отличается наличием минорных аккордов. Петроградки, при сжатии и растяжении мехов производят разный звук. Это позволяет экономить кнопки (клавишы) - иметь больший диапазон на меньшем их числе, а так же удобнее воспроизводить некоторые, в основном простые, мелодии. Однако, более сложные мелодии на таких гармошках сыграть не возможно.

 

Подробнее: Петроградка
Log in to comment
Discuss this article in the forums (1 replies).

Тульская хроматическая гармоника

Тульская хроматическая гармоника – гениальное изобретение тульского музыканта Белобородова. Изготовлена в 1875-1878 годах «гармонных дел мастером» Л.А.Чулковым по эскизам Белобородова и при непосредственном его участии. Это двухрядная гармоника с полной хроматической гаммой, не с семью (как у обычной гармоники), а с 12-ю звуками. Это делает звучание более полным, расширенным.

Log in to comment

Ногофон

Ногофон - это ножная басовая гармоника. На ногофоне играют особенно низкие ноты, что придает музыке наполненность. Его применение можно сравнить с применением басовой балалайки в ансамбле народных инструментов, или бас-гитары в гитарном ансамбле. Смысл ногофона в том, что один человек, подыгрывая себе ногофоном, может играть как целый ансамбль.

Подробнее: Ногофон
Log in to comment
Discuss this article in the forums (2 replies).